Тема урока : «Элементы музыкальной речи»
Цели:
Формирование понятий «лад», «мажор», «минор» на основе работы с музыкальными произведениями.
Развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений.
Воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музы
Звуки из которых композитор строит музыку, очень разные: высокие и низкие. Высокие – звонкие, тонкие; низкие – густые, грубые. Вспоминаем: медведь – внизу,
птичка – вверху. (слушаем музыку в папке)
Звуки также бывают громкие и тихие, быстрые и медленные, плавные и прыгающие.
Все звуки составляют мелодию.и ладят между собой. Сочетание звуков называется лад. Лады бывают разные. Если мелодия веселая – мажор, грустная – минор.)
Лад отличается друг от друга настроением (характером).
— А может ли музыка нарисовать портрет человека?
Слушание «Три подружки» Д. Кобалевского (слушать в папке)
– Злюка (грубая, злая, драчливая)
II – Плакса (печальная, злая, тихая)
III – Резвушка (игривая, мягкая, добрая)
— Какие 3 характера отражены или нарисованы композитором? (Злой, плаксивый и добрый)
Вот как музыка нам помогла описать девочек. Делаем вывод.
Вывод. Музыка выражает черты характера человека, рисует его.
Музыка может наделить и сказочных зверей чертами человеческих характеров, выразить их чувства и переживания. Вот про такого горе-медвежонка поется в песне «Почему медведь зимой спит?». (слушать в папке)
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Разучивание песни по фразам.